Мини-думперы или сочлененные самосвалы
Думперы — разновидность строительной техники, которая широко применяется в странах еврозоны. В России же она не особо распространена.
Думперами называют мини-самосвалы, характеризующиеся невысоким значением показателя грузоподъемности. Но это смотря с чем сравнивать. Есть, например, модели, легко управляющиеся с грузом массой 12 000 и даже 16 000 кг. Вместе с тем некоторые аппараты не берут «на борт» более 100 кг.
Главная особенность думперов — компактные габаритные размеры. В условиях ограниченного пространства они более предпочтительны, нежели полноразмерные самосвалы. Кроме того, последние не так устойчивы в условиях бездорожья, как модели класса «мини».
Думперы изначально создавались для транспортировки материалов и груза на расстояние, не превышающее одного-двух километров. То есть для условий, когда полноразмерные самосвалы гонять туда-сюда невыгодно. Благодаря различному навесному оборудованию мини-самосвалы можно применять еще и в процессе ремонтно-строительных, ландшафтных и иных видов работ.
Особенности техники
Помимо возможности выбрать максимальный предел грузоподъемности, производители предлагают покупателям решить, какой для них предпочтителен тип шасси - колесный или гусеничный. Кабина оператора может располагаться либо перед кузовом, как в машинах классического вида (более распространенный вариант), так и позади него. Модели с малой грузоподъемностью чаще всего имеют открытые кабины с системами ROPS и FOPS, полноценную закрытую кабину можно увидеть лишь на самых грузоподъемных думперах. Для суровых российских условий возможна установка отопителя. Самые компактные модели (называемые также мототележками) управляются сопровождаемым машину пешим оператором.
Конструкция машин дает возможность использовать их в пространствах, где нет условий для разворота или другого маневра. Обычно думперы имеют систему реверсного хода, что делает работу в челночном режиме более продуктивной.
Мини-самосвалы оснащены ковшеобразным кузовом с возможностью разгрузки либо в одну, либо на три стороны. Также существуют модели с кузовом, установленным на поворотном круге, что позволяет осуществить выгрузку в любую сторону в пределах 180 градусов. Классические строительные самосвалы могут разгружаться только с помощью опрокидывания кузова, думперы же имеют функцию высокой выгрузки (то есть ковш можно приподнять на необходимую высоту и совершить разгрузку в другое транспортное средство или емкость) или опускания до уровня земли (уменьшает просыпание материала или же позволяет выполнить самозагрузку кузова). Загружать машину без посторонней помощи позволяет также дополнительное оснащение ковшом либо манипулятором с грейфером.
Думперы чаще всего имеют полный привод, что обусловлено их "родной средой обитания" - бездорожьем. Для стесненных условий очень удобна возможность поворота всех 4 колес. Однако на рынке также можно встретить модели с возможностью поворота только передних или только задних колес с приводом на одну ось. Для лучшего маневрирования на участках с плохой проходимостью техника может оснащаться раздаточными коробками, блокировкой дифференциалов и планетарными редукторами. Не забыли производители и о большом угле поворота управляемых колес и клиренсе.
В зависимости от грузоподъемности техника оснащается дизельными силовыми агрегатами, вырабатывающими от 25 до 120 л.с. Что касается скорости передвижения, то максимально они могут развить 25 км/ч. В условиях бездорожья или стесненных пространств, для которых и предназначены данные машины, таких скоростных возможностей более чем достаточно.
Думперы имеют жесткую либо сочлененную раму, что, безусловно, влияет на тип рулевого управления. Для удешевления и упрощения конструкции производители не оснащают технику упругой подвеской. Для гашения вибраций и выполнения функции амортизации всегда используются широкопрофильные шины.
Вообще колеса для рассматриваемых нами машин имеют большое значение. Они обязательно должны быть односкатными и иметь развитый протектор. Без выполнения этих условий техника просто не сможет работать на слабых грунтах. Широкопрофильные шины же сохраняют верхний слой почвы, что очень актуально во время садово-парковых работ.
Модели колесных думперов
В России на сегодняшний день производство думперов не налажено, приобрести данную технику можно только зарубежного производства. В мире выпуском колесных мини-самосвалов с кабинами занимаются такие компании, как Terex, Bergmann, Wacker Neuson, Fiori, Paus, Ausa, Menzi Muck, Carmix и др. Выбор более компактных моделей еще шире.
Линейка техники каждой компании имеет свои особенности. Одни производители стараются предоставить покупателям широкий выбор, другие - сосредоточить внимание на тех чертах, которые они считают наиболее важными. Как, например, компания Fiori, изготавливающая карьерно-тоннельные думперы с тремя вариантами грузоподъемности - 4, 7 и 10 тонн. Данный бренд выбирают за его исключительные показатели геометрической проходимости, составляющие практически сорок градусов. Добавим также, что самосвалы Fiori унифицированы с автобетоносмесителями этого же бренда.
В линейке колесных думперов Wacker Neuson, которых насчитывается 10 моделей, отличающихся друг от друга грузоподъемностью, трансмиссиями, видами кузова и вариантами комплектации рабочего места оператора, присутствуют машины с гидростатической трансмиссией Twin-Lock. Наличие этой системы означает, что каждое колесо приводится в движение отдельным мотором. В случае поломки мощность равномерно распределится на работающие колеса. Общей же чертой техники Wacker Neuson можно назвать упоминаемый уже выше полный привод.
Производитель мини-самосвалов Terex выпускает 10 моделей с грузоподъемностью от 850 до 10 тонн. Отличительной чертой техники до 2 тонн является возможность высокой разгрузки. Думперы грузоподъемностью 850 и 1000 тонн способны уместиться в проеме шириной в 1 м - такое свойство они приобретают благодаря функции "узкие шины".
В линейке думперов Paus шесть машин в диапазоне 3,5-6 т. Все они имеют гидростатическую трансмиссию и переднее расположение кузова, но вариантов типов кузова два: опускающийся (по типу погрузчика) с функцией самозагрузки либо поворотный на 180 градусов.
Все перечисленные выше производители выпускают сочлененные версии думперов. Более простые модели с жесткой рамой можно найти, например, у производителей Ausa и Piccini. При этом технические характеристики техники Ausa более широки: грузоподъемность машин компании варьируется от 850 кг до 10 т, для которых производитель предусмотрел всевозможное дополнительное оборудование (подметальную щетку, плуг для уборки снега и др.). Линейка Piccini представлена самосвалами от 1,8 до 8,5 т грузоподъемности. Малые модели обоих производителей оснащаются механической трансмиссией, думперы побольше - гидростатической или гидрдомеханической.
Конечно, мы не можем уместить в одной статье информацию о всех производителях компактных самосвалов. Можем только надеяться, что смогли вызвать интерес к этому несомненно перспективному типу техники среди тех, кто ранее и не задумывался о приобретении подобной машины. А кроме этого - задали общий вектор действий для тех, кто принял решение о покупке.
По материалам mini-exkavator.ru