Самоходные тележки: плюсы и минусы

Сегодня на рынке складской техники представлено немало специализированного оборудования, которое дает возможность максимально эффективно использовать имеющиеся площади, а также управлять соответствующими работами. В ряде случаев используют отличное средство для перевозки грузов — транспортные тележки. Крайне удобные в использовании и элементарные в плане конструкции.

Тележки для склада могут различаться по показателю грузоподъемности, назначению, а также особенностям строения (конструкции). В частности, электрические самоходные аппараты — особая разновидность техники, которая проигрывает представителям «высокого» класса, то есть, вилочным погрузчикам, но зато выглядит более предпочтительно, чем ручные гидравлические тележки (представители более «низкого» класса).

Плюсы и минусы самоходных тележек

К очевидным преимуществам самоходных тележек по сравнению с ручными относят возможность более интенсивной эксплуатации в процессе погрузо-разгрузочных работ и высокую грузоподъемность. Подробно останавливаться на них смысла нет. Достаточно будет уточнить их основные характеристики:

  • высота подъема вил — 0,2 м;
  • грузоподъемность — от 1 300 до 3 000 кг;
  • скорость транспортировки материалов (грузов) — от 5-ти до 12-ти км/ч.

Прочие достоинства самоходных тележек таковы:

  • способность выполнять свои функции на наклонных рампах (обусловлена отличным тяговым усилием);
  • снижение физических нагрузок на оператора тележки (за подъем грузов отвечает электрогидравлика);
  • средняя продолжительность эксплуатации, составляющая от 5-ти лет и больше.

Если говорить о недостатках, то необходимо упомянуть следующие:

  • способность работать только на полах особого качества;
  • необходимость обеспечения технике широких проходов (чтобы расположить батарею и оператора потребуется дополнительное место);
  • в помещения с низкой допустимой нагрузкой на поверхность пола техника работать не сможет (для сравнения: самоходная тележка в зависимости от модели весит от 500 до 1 500 кг (включая массу аккумуляторной батареи), тогда как ручная — не более 75-ти килограммов).

Сравнивая рассматриваемую технику с погрузчиками вилочного типа, обнаруживаются такие ее минусы. Она, например, неспособна выполнять разгрузку или же погрузку материалов с уровня земли. Для того чтобы транспортная тележка попала внутрь разгружаемого транспорта, ее поднимают над землей на высоту пола кузова, то есть, примерна на 1,2 метра над уровнем земли. В таких ситуациях работа возможна только с привлечением выравнивающих гидравлических платформ-доклевеллеров, а то и вовсе при наличии специальной рампы.

С другой стороны, при весе от 0,5 до 0,8 тонны тележка свободно заезжает в кузов среднего грузовика. Погрузчик весом в 3 тонны сделать этого не сможет, потому что его масса вполне может оказаться сопоставимой с грузоподъемностью этого грузовика.

Еще одно достоинство самоходной тележки заключается в том, что для работы с ней каких-либо специфических знаний и навыков не требуется. То есть, работник склада может и не иметь водительских прав, но управлять техникой он получает возможность после прохождения соответствующего инструктажа.

Виды самоходных тележек

Различают несколько вариантов самоходных тележек, оснащенных электроприводом:

  • оператор следует сразу за техникой, управляя ею при помощи рукоятки (поворотной);
  • оператор находится на специальной платформе (стоя) или следует сразу за тележкой — это транспортировщики паллет, которые целесообразно использовать в помещениях с небольшим объемом;
  • с кабиной для оператора (может либо сидеть, либо стоять).

Наиболее производительной и эффективной является последняя разновидность. Представители этого класса имеют мощную АКБ и характеризуются повышенной скоростью транспортировки и подъема грузов. Большинство моделей с кабиной для стоящего/сидячего оператора имеют электросервопривод руля и предоставляют возможность регулировки рабочего места. Помимо всего перечисленного данные тележки демонстрируют отменную производительность в многосменном режиме, применяются в процессе перевозки материалов на расстояния до 50-ти метров и оснащаются специальными вилами, длина которых дает возможность перемещать за раз сразу две паллеты.

Кроме традиционных моделей техники встречаются также и такие, которые оснащены эрголифтом: высота подъема вил составляет порядка 0,7 метра. На такой высоте грузоподъемность оценивается на уровне не более 0,8 тонны. Благодаря этому работы могут выполняться примерно на уровне пояса оператора. Правда, применяются подобные модели довольно редко.

Существуют даже двух- и трехъярусные самоходные тележки. Они подходят для транспортировки готовых партий различных товаров.

Общие черты самоходных тележек

При всем многообразии моделей техники рассматриваемого типа конструкция каждой из них практически однотипна. Она включает три основных узла: органы управления, моторно-батарейный отсек и рабочие органы (традиционно — вилы).

Своеобразным компонентом конструкции тележки с платформой является ограждение, защищающее оператора при поворотах на скорости 10 км/ч и более. Различают два типа ограждений: складывающееся и фиксированное. Первое опускается вниз или складывается внутрь тележки, второе — надежно закреплено в верхней или нижней части шасси.

Опции тележек могут различаться в зависимости от модели. Например, функция, которая одним производителем позиционируется как дополнительная, другим может предоставляться в базовом варианте. Типичный пример — устройство, отображающее заряд аккумуляторной батареи, являющееся также и счетчиком моточасов. К дополнительным компонентам можно отнести встроенную зарядку (бортовую), которая, правда, не дает возможности эксплуатировать тележку в многосменном режиме и предполагает скромную емкость АКБ (максимальную).

Самоходные тележки, как и всякая другая складская техника, с течением времени модифицируются и эволюционируют. Наиболее существенной модификацией можно считать привод переменного тока. Он имеет хорошие характеристики крутящего момента, экономичен, менее требователен в плане техобслуживания. Улучшения в электросистеме техники повлияли и на иные конструкционные элементы, например, на рукоятки управления и компоненты подвески.

Каждый производитель рассматриваемой техники стремится к тому, чтобы привнести в ее конструкцию что-то особенное, некую, как говорится, изюминку. Хотя, безусловно, подавляющее число усовершенствований касаются увеличения показателей энергосбережения, эффективности, безопасности выполнения работ, а также эргономичности.